ГлавнаяПсихиатрия

Эмоциональный стресс

Учение о стрессе и эмоциональном стрессе связано с именем канадского физиолога Н. Selye, который в ряде своих исследований показал, что различные раздражители («стрессоры») в организме животных и человека вызывают кратковременную или длительную «стрессовую реакцию» со стадиями тревоги, резистеитности (адаптации) и истощения. Анатомо-физиологической основой ее он считал гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему, как систему, регулирующую гомеостаз организма и мобилизующую его внутренние ресурсы для ответа на постоянно изменяющиеся условия окружающей среди. Со временем в число стрессоров стали включать болевые, температурные, токсические и другие воздействия. Также стали выделять периферический стресс (воздействие стрессоров на периферические ткани и органы), церебральный стресс первосигнального типа (в результате воздействия стрессоров на возбудительный и тормозной процессы ЦНС) и церебральный стресс второго сигнального типа, или психический, а также ряд других вариантов, не имеющих достаточно четкого определения.

В настоящеее время, когда термин «эмоциональный стресс» приобрел чрезвычайно широкое распространение, чрезвычайно важно уточнить само понятие эмоционального стресса, изучить особенности его проявлений па различных уровнях организации функций человеческого организма и механизмов взаимодействия эмоционально-стрессовых факторов с психофизиологическими особенностями, которые определяют возникновение физиологических либо патологических психических и психосоматических реакций. Это необходимо для понимания взаимоотношения биологического и социального, соматического и психического в норме и патологии, научно обоснованной психогигиенической организации труда и быта современного человека в условиях научно-технического прогресса, профилактики неблагоприятных последствий ускорения темпов жизни и урбанизации, лечения и социально-трудовой реадаптации лиц, давших болезненные реакции на нервно-психические перегрузки.

В самом деле, понятием «эмоциональный стресс» в настоящее время широко пользуются социологи, психологи, социальные гигиенисты, физиологи и врачи-клиницисты, т. е. представители разных наук, изучающих человека в норме и патологии. Его используют для объяснения и нормальных психофизиологических и патологических психогенных, психических и психосоматических реакций, возникающих в ответ на эмоционально-стрессовые воздействия. Фактически некоторые психологи при этом ставят знак равенства между эмоциональными стрессорами и психотравмирующими факторами, а правомерно ли это?

Некоторые исследователи выделяют, с одной стороны, стрессы социальный (на неблагоприятную социальную ситуацию), психический (на повышенную напряженность и ответственность жизни, труда и межчеловеческих отношений) и физиологический (на боль, страх, болезнь и т. п.), а с другой — предлагают дифференцировать их и состояния тревожности, фрустрации, физического и психического дискомфорта, возникающие также в обстоятельствах с эмоционально отрицательной окраской. Как видно, нет еще единого понимания эмоционального стресса, единых критериев оценки эмоциональных стрессоров, единой классификации стрессовых реакций с подразделением их на физиологические, патологические и т. д.

Для более или менее удовлетворительного решения указанных вопросов, по-видимому, в первую очередь, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные унаследованные и приобретенные биологические и социальные особенности организма и личности, тип высшей нервной деятельности, перенесенные на протяжении жизни заболевания, особенно заболевания мозга, условия воспитания, различные потрясения, ценностную ориентацию, чувство ответственности и другие природные, биологические и социальные факторы. В понимании условий, причин и механизмов возникновения физиологических пли патологических реакций (сомато-неврологических или психопатологических), следует иметь в виду аспекты, прямо относящиеся к проблеме эмоционального стресса, а именно:

  • место (роль) эмоциональных переживаний вообще в жизни человека, их влияние на различные соматические и психические функции;
  • индивидуальные особенности эмоционального реагирования в норме, в обычных и экстремальных условиях;
  • условия и причины возникновения патологических реакций на эмоциональный стресс, их патогенетические механизмы и клинические варианты;
  • особенности эмоциональных стрессоров в период современной научно-технической революции и их действие на человеческий организм и личность.

Об эмоциях человека, их значении в поведении, трудовой и общественной деятельности написано очень много, и мы здесь сошлемся лишь на те конкретные факты, которыми в настоящее время располагают нейрофизиология, психология и психиатрия.

Эмоции — это одна из форм отражения человеком окружающей действительности. С психологической точки зрения эмоции — это кратковременные или длительные переживания приятного или неприятного характера, сопровождающие восприятия себя и окружающего, удовлетворение разнообразных потребностей, все виды производственной деятельности, межличностные контакты и т. д.

Человеческие эмоции многообразны. Существующая классификация эмоций крайне схематична, но на данном этапе развития науки о человеке дает возможность упорядочить психофизиологическую оценку наиболее ярких и жизненно важных эмоциональных состояний, а также клиническое значение отдельных видов их расстройств. В классификации эмоциональных проявлений выделяют собственно эмоции (как реакции на удовлетворение органических потребностей) и чувства (этические, эстетические и интеллектуальные), затем — настроение, аффект и страсть, стенические и астенические, положительные и отрицательные, реактивные и витальные эмоции, эмоциональный фон различных ощущений и восприятий. Субъективно они переживаются как удовольствие, чувство неудовлетворенности, раздражения, приятного или отвращения, как страх, тревога, стыд, угрызение совести, тоска, угнетенность, или приподнятость настроения, зависть, гнев, ярость, обида, гордость, ненависть, энтузиазм, безразличие, заинтересованность и т. д. Соответственно особенностям личности и ситуации, эмоции и чувства могут иметь кратковременный или длительный, ярко выраженный или скрытый характер, оказывать положительное или отрицательное влияние на работоспособность.

Классификационная оценка эмоциональной реакции должна быть конкретной — не существует, например, абсолютно положительных или отрицательных эмоций, вряд ли можно радикально противопоставлять реактивные и витальные эмоции и т. д. Важен факт, что эмоциональные переживания сопровождают все виды деятельности человека, в том числе и интеллектуальную деятельность, и, соответственно, создают предпосылки для более успешного ее выполнения или снижают ее эффективность. Эмоциональное перенапряжение может быть причиной срыва психических функций и возникновения болезненного состояния.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что любую эмоциональную реакцию можно рассматривать как эмоционально-стрессовую, поскольку она является одним из проявлений акта адаптации организма человека к раздражителям внешнего или внутреннего происхождения, но не всякий эмоциональный раздражитель можно оценивать как психотравмирующий фактор. В самом деле, если под эмоционально-стрессовым фактором может подразумеваться и чисто адаптационный, то под психотравмирующим — только такой эмоциональный стрессор, который «травмирует психику», т. е. превышает уровень индивидуальной физиологической выносливости соответствующих анатомо-физиологических механизмов, вызывает состояние дезадаптации и патологические психические и психосоматические реакции.

Итак, эмоциональный стресс может быть охарактеризовал как психофизиологическое состояние, возникающее у человека под влиянием субъективно значимых стрессоров и ситуаций, определяемое индивидуально типологическими особенностями его фено- и генотипа, выражающееся в значительных перестройках эмоционального гомеостаза, а также неспецифического и специфического реагирования, направленного на восстановление эмоционального равновесия. Исходя из этого определения стресса, к стрессорам относят только такие возмущающие факторы, которые выводят организм из рамок присущих ему физиологических констант, прежде всего, путем нарушения динамического равновесия регуляторных систем, а у стрессоров выделяют неспецифические (новизна, интенсивность, продолжительность и др.) и специфические (отрицательные — угроза, голод, холод и др.; положительные — радость, любовь, восхищение и т. п.) свойства. К эмоциональному стрессу также относят и «психический стресс», так как он отражает эмоциональный настрой к различным психическим процессам.

Последнее обстоятельство представляется очень важным, поскольку некоторые психологи отрицают возможность стрессового воздействия чисто интеллектуальных процессов и ставят под сомнение возникновение болезненных состояний в результате интеллектуальной перегрузки, умственного перенапряжения, то есть фактически считают, что некоторые виды психической деятельности протекают безэмоционально, причем в пределах, не представляющих никакой опасности для здоровья.

В настоящее время доказано, что различные активные (произвольные), чисто мыслительные, интеллектуальные операции (счет в уме, решение задач, запоминание какого-то материала и т. д.), даже при отсутствии заметных эмоциональных реакций сопровождаются изменениями биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), артериального давления и частоты пульса, электрической сопротивляемости кожи и других физиологических показателей функционального состояния организма. То есть довольно сильным напряжением, включающим значительные изменения различных психических и сомато-неврологических функций. Следовательно, вполне допустимо возникновение срыва и болезненного состояния психической сферы при особо трудных условиях интеллектуальной деятельности.

По-видимому, будет более правильным считать, что вряд ли допустима независимость интеллектуальных процессов от эмоций. В свое время И. М. Сеченов писал: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни одного случая, где одна холодная воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравственный мотив в форме ли страстной мысли или чувства... Другими словами, безличной холодной воли мы не знаем».

Исходя из сказанного И.М. Сеченовым, можно сделать вывод, что это, как правило, единый интеллектуально-эмоциональный процесс, в котором высота потенциала мотивации, творчества и эффективности непосредственно связаны как с интеллектуальной активностью, так и с эмоциональной заинтересованностью, хотя степень эмоционального напряжения в каждом конкретном случае может быть различной в зависимости от сложности, важности, ответственности и необходимости решения стоящей задачи.

Таким образом, пока нет никаких оснований для противопоставления интеллектуального и эмоционального стрессов (это, по-видимому, единый психоэмоциональный стресс с различной степенью выраженности того или другого компонента), для стремления к освобождению человека в его интеллектуальной или физической деятельности от эмоциональных переживаний, от чувства ответственности и т. п. Поэтому пути снижения нервно-психической напряженности и предупреждения эмоционально-стрессовых ситуаций нужно искать в другом — в действенном профессиональном отборе, в адекватной организации быта и производственной деятельности, в мероприятиях по снижению индивидуальной психической чувствительности, обеспечению адекватности эмоциональных реакций и т. п.

Сам характер и глубина эмоционально-стрессовой реакции вытекают из взаимодействия большого числа объективных и субъективных факторов, а также особенностей индивидуального отношения к ним того или иного человека. Более конкретно это выглядит следующим образом: в условиях различных видов производственной (профессиональной) и бытовой деятельности степень эмоционального напряжения (положительного или отрицательного) или покоя (уравновешенности) зависит от:

  • Вида деятельности, ее сложности и ответственности.
  • Технический оснащенности.
  • Профессиональной подготовленности, заинтересованности в определенном эффекте и в определенной групповой или более широкой общественной оценке своей деятельности, от личностной значимости той или мной производственной или бытовой ситуации, субъективного отношения к ней.
  • Умения подчинить эмоциональное отношение рациональной оценке, от индивидуальной физической и нервно-психической выносливости (конституциональной и приобретенной).
  • Типа высшей нервной деятельности и характера, фазы адаптации к сложившимся условиям, наконец, от возраста, пола и т. д.

Как эмоциональные стрессоры, так и реакции на них многообразны.

Психологи выделяют такие группы стрессоров:

  • Стрессоры активной деятельности — экстремальные стрессоры с наличием или отсутствием страхующих механизмов (участие в бою, в космических полетах, работа саперов по обезвреживанию боеприпасов и т. п.).
  • Производственные (работа с информационной перегрузкой, с большой ответственностью) и стрессоры психосоциальной мотивации (соревнование, сдельная работа и т. д.).
  • Стрессоры «оценок» — «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (ожидание состязаний, перед кабинетом начальника, защита диплома, диссертации и т. д.), стрессоры побед и поражений (в конкурсах, женитьба, болезнь близкого человека и др.), стрессоры зрелищ (спортивных, театральных и т. д.).
  • Стрессоры рассогласования деятельности — разобщения (конфликты в семье, в квартире, па работе и т.д.), психосоциальных и физиологических ограничений (сенсорная и другая депривация, тюремное заключение и др.).
  • Физические и природные стрессоры (холод, жара, боль, хирургическое вмешательство и т.п.).

Таким образом, под стрессором подразумевается не всегда угрожающее или опасное, но всегда необычное явление и воздействие, которое на какое-то время изменяет показатели динамического внутреннего равновесия, гомеостаза. Эмоциональный стрессор имеет потенциальную возможность нарушить (последовательно или сразу) три условно выделяемых гомеостатических барьера — эмоциональный, церебральный и общий.

В целом, в настоящее время установлено, что состояние эмоционального стресса может быть вызвано различными стрессорами, что оно может выражаться в виде реакций мобилизации всех ресурсов организма или в виде кратковременных и затяжных патологических реакций и состояний. Можно сказать, что один и тот же стрессор может оказаться либо полезным стимулом, либо этиологическим фактором патологического срыва, а различные стрессоры могут быть причиной одного и того же состояния организма или дезорганизации определенного вида пли всей деятельности организма. Отсюда напрашивается вывод, что любой стрессор может превратиться и в психотравмирующий (патогенный) фактор, но для этого требуются определенные условия.

Дополнительно статьи на данную тему:

Эпилепсия

Симптомы и лечение невроза

Все материалы на сайте размещены для справки. Перед началом лечения проконсультируйтесь с врачом.