ГлавнаяПсихиатрия

Расстройства речи

Трудности произношения слов

Обычно дети начинают говорить по достижении приблизительно одного года. Девочки начинают говорить раньше мальчиков. Правильным произношением сложных слов дети овладевают примерно на четвертом году жизни.

Речь - это необычайно сложный процесс, в котором участвуют различные органы речевого аппарата. Должно быть обеспечено точное взаимодействие легких, гортани, мышц языка и губ.

Симптомы

  • Неправильное произношение слов.
  • Ребенок картавит, не произносит некоторые буквы и звуки.
  • Боль при произношении слов.
  • Ребенок старше 5 лет еще не говорит.

Причины нарушения произношения слов

Речь человека может нарушиться вследствие врожденных аномалий гортани, языка, челюстей, неба или губ (заячья губа). Часто в результате нарушений психического характера ребенок так и не овладевает речью или говорит с трудом (взрослые также могут внезапно лишиться ранее приобретенных навыков произношения). Известны случаи, когда речь не развивается вследствие недостаточности общения в период ее формирования или социальной изоляции ребенка.

Причинами расстройств речи могут быть врожденные и приобретенные органические болезни. Часто поражаются речевые центры головного мозга (например, в результате черепно-мозговых травм или воспалений головного мозга). Речь взрослых частично или полностью нарушается вследствие несчастных случаев или болезней. Одна из основных причин - инсульт. При нарушении функций определенных центров головного мозга или при повреждениях некоторых черепно-мозговых нервов мышцы мимики, языка, гортани могут быть парализованы. Нарушения речи могут возникнуть и при опухолях головного мозга, гортани или ротовой полости и глотки.

В каких случаях следует обращаться к врачу?

При регулярных профилактических осмотрах расстройства речи быстро выявляются. Если речевое развитие отстает от среднего уровня развития более чем на полгода, то необходимо обратиться к врачу. Взрослые, заметив, что при разговоре начинают ошибаться или внезапно не могут точно произнести тот или иной звук, тоже должны обратиться к врачу.

Лечение

В зависимости от причины существуют различные способы устранения расстройств произношения звуков и методов повторного обучения навыкам речи. В ходе своевременного лечения (фонопедии и логопедии) обычно удается положительно влиять на течение большинства расстройств речи. В этом случае пациент учится говорить под руководством логопеда или фонопеда.

Процессы, происходящие при произношении звуков, не видны. Поэтому пациент прикладывает свою ладонь к шее логопеда и чувствует, как у того при произношении звуков приходит в движение гортань и какая при этом ощущается вибрация. Ладонью другой руки пациент в то же самое время ощупывает свою гортань и проверяет, правильны ли ее движения.

Речь без гортани

Говорить могут и пациенты, у которых была удалена гортань или ее часть. Они должны обучиться так называемому пищеводному голосу или использовать своеобразный усилитель. Без гортани слова можно произносить с помощью ротовой полости, зубов и языка, однако в таком случае не слышно звука. Специальное приспособление (ларингофон) усиливает эти беззвучные слова, и окружающие могут их понимать. Правда, такая человеческая речь напоминает «речь робота». При восстановлении голосовой функции путем перехода на пищеводный голос пациент обучается проглатывать воздух (так же как при обучении искусству чревовещания). Затем контролирует его выход и таким образом формирует понятные слова.

Используются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, пение и игры по ролям. Часто одновременно применяется несколько методов лечения. Даже людям преклонного возраста удается вновь научиться правильно говорить.

Дополнительно статьи на данную тему:

Паралич лицевого нерва

Инсульт

Все материалы на сайте размещены для справки. Перед началом лечения проконсультируйтесь с врачом.