ГлавнаяНетрадиционные методы лечения

Метод Фельденкрайза

Метод Фельденкрайза - это не лечебная гимнастика, не способ лечения и не форма психотерапии. Это метод обучения, цель которого - восстановление естественной грации и свободы движений, утверждение образа «Я», расширение самосознания и развитие физических и духовных возможностей человека.

Как писал создатель этого метода еврейский инженер и чемпион по дзюдо Моше Фельденкрайз (1904-1984), «цель - научиться управлять своим телом с меньшими усилиями и напряжениями мыши для достижения оптимального результата, а также лучше понимать свое тело, осознавая его через движение». Сам Фельденкрайз был страстным дзюдоистом, однако в результате травмы ему пришлось прекратить занятия спортом. Колено болело с каждым днем все сильнее, и он в течение нескольких месяцев практически не мог ходить.

Лечебная гимнастика

Фельденкрайз стал изучать свое тело. Он изучал взаимосвязи движений и функций, способные помочь ему вылечить колено и улучшить подвижность всего тела. Результат этой деятельности превзошел его ожидания: через некоторое время боли значительно ослабли. Фельденкрайз, вдохновленный этим успехом, продолжил создание и совершенствование техники своих упражнений.

Кроме того, он начал интенсивно изучать нейрофизиологию и процесс обучения. С течением времени Фельденкрайз создал оба своих метода: «осознание через движение» (Awareness Throught Movement) и «функциональную интеграцию»:

  • Функциональная интеграция - это индивидуальное применение уроков с учетом состояния конкретного больного. Учитель, обучающий методу Фельденкрайза, выяснит, в чем заключаются проблемы пациента, например, что у него болит, какие движения ограничены и т. п.
  • Осознание движения - в этом случае обучение проводится в группах. Руководитель группы учит и помогает ее членам. Движения предлагаются в форме игры, и каждый находит движение, которое ему наиболее приятно и в наибольшей степени подходит его организму.

Основная идея системы Фельденкрайза

Фельденкрайз утверждал, что на развитие человека оказывают влияние три группы факторов: наследственные факторы, воспитание и, наконец, самовоспитание. Одновременно человек получает возможность развиваться и приобретать новый опыт.

Многие взрослые подавляют в себе способность к саморазвитию, концентрируя свое внимание только на том, что они делают, а не на том, как они это делают.

Фельденкрайз открыл, что строение человеческого тела и «амплитуда» его движений во многом зависят от того, как человек себя оценивает и представляет. Ученый пришел к выводу, что обучение всегда должно сопровождаться движением.

Поэтому, если необходимо изменить самовосприятие и самооценку человека, то целесообразно изменить его движения. Результаты обучения, инициирующиеся усилиями воли или строгой дисциплиной, можно сохранить только огромными усилиями воли.

Если человек не будет концентрировать внимание на своем новом поведении или представлении, то достаточно быстро вернется к прежним стереотипам и поведению. Фельденкрайз утверждает, что деформация мышечных движений приобретает застойный характер, становясь привычками, действующими вне сознания человека.

Человеку должна быть предоставлена возможность в форме игры опробовать новые движения и почувствовать, что новая осанка «приятнее», а определенные положения и движения тела доставляют большее удовольствие. Фельденкрайз утверждал: «То, что я называю «обучением», отличается от понятия обучения в школе». По его мнению, человек может всему научиться несколькими способами.

Пациент учится воспринимать себя как единое целое и жить полноценной и здоровой жизнью. Основываясь на наблюдении своего тела, важно найти наиболее простой способ для выполнения того или иного упражнения.

Особенности метода

При работе по методу Фельденкрайза основными считаются три момента:

  • Движения должны доставлять пациенту только удовольствие - ведь то, что приносит радость, можно выполнять без особых усилий, но в то же время отнестись к этому достаточно серьезно.
  • Обучение движениям должно происходить в легкой игровой форме, что позволяет лучше их освоить и намного быстрее запомнить.
  • Движения должны быть плавными, не требовать от человека слишком больших усилий.

Если выполнение какого-либо движения сопровождается чрезмерным напряжением и усилием, то это приводит к растяжению мышц - они рефлекторно сокращаются и реагируют «спазмом в обратную сторону», и в этом случае подвижность скорее не увеличивается, а уменьшается. Поэтому нужно стараться найти границу между легкой и более тяжелой нагрузкой. Тогда тело человека становится намного чувствительнее.

Упражнения должны выполняться не ради каких-то результатов. Более того, не следует делить достигнутые результаты на хорошие и плохие. Так мы защитим себя от самооценки по не зависящим от нас критериям, возникающим тогда, когда мы сравниваем себя с другими людьми.

Дело в том, что тщеславный человек обычно прилагает слишком большие усилия для выполнения задания, в результате чего на него приходится слишком большая физическая нагрузка.

Методика применения метода Фельденкрайза

Любое действие человека сопровождается не только определенными эмоциями, оно «регистрируется» также в сознании. Каждое движение человека - это совокупность моторики, чувств и мыслей (и эти три составляющие можно условно разделить на отдельные части и дать каждой определение). Суть в том, что эти составляюшие части движений оказывают влияние друг на друга.

Соедините пальцы обеих рук и посмотрите, большой палец какой руки (левой или правой) оказался сверху. То, палец какой руки оказался сверху, зависит от вашей жизненной истории. А теперь соедините руки наоборот, т.е. так, чтобы сверху оказался большой палец другой руки, и держа руки в таком положении, в течение некоторого времени следите за возникающими у Вас ощущениями.

Очень скоро вы заметите, что при «непривычном» для вас положении рук, в голову станут приходить мысли о чем-то плохом, появится ощущение внутреннего дискомфорта.

Постороннему человеку кажется, что оба эти положения равноценны, одно из них Вы оцениваете как «правильное», а другое - как «неподходящее». Эти чувства ограничивают амплитуду ваших движений - из двух возможных действий остается только одно. С первого взгляда кажется, что этот факт абсолютно ни с чем не связан, однако в действительности, то же самое можно сказать и о других позах, положениях и действиях. Для того, чтобы попытаться осознать эти действия и выяснить, что ограничивает наши возможности и существует метод Фельденкрайза.

Походка человека, который не боится ошибаться и уверен в себе, всегда отличается от походки человека, который пребывает в постоянном страхе совершить ошибку и поэтому ничего не делает. Как ни странно, но наши ошибки могут оказать нам неоценимую помощь — нужно лишь тщательно их проанализировать и дать им оценку. Если мы располагаем свободой выбора, то имеем и возможность испытать собственную силу. Моше Фельденкрайз утверждал: «Мне нужны не гибкие тела, а гибкий мозг».

Этот метод применяют только преподаватели, которые прошли специальное обучение. За границей существует гильдия преподавателей, обучающих методу Фельденкрайса. Они проводят групповые или индивидуальные занятия по 1-1,5 часа один раз в неделю. Упражнения можно повторять и совершенствовать дома.

Кому подходит метод Моше Фельденкрайза?

Этот метод подходит любому человеку, желающему улучшить свое физическое и психическое состояние. При этом возраст, особенности телосложения не имеют никакого значения. Этот метод применяется в некоторых отраслях педагогики, искусства, а также в некоторых видах спорта. В процессе обучения возможно проявление положительного терапевтического действия на некоторые болезни, особенно те, которые связаны с опорно-двигательным аппаратом и нарушениями нервной системы.

Другие статьи по теме:

Двигательная терапия

Аутогенная тренировка

Все материалы на сайте размещены для справки. Перед началом лечения проконсультируйтесь с врачом.