ГлавнаяПедиатрия

Расстройства поведения у детей

Понятие "расстройство поведения" не имеет четкого определения. При оценке поведения ребенка следует учитывать три фактора: возраст, ситуацию и отношение родителей к тому, как он себя ведет.

Если двухлетний ребенок ни с кем не делится своим печеньем, то это нормальное явление. Между тем, если десятилетний ребенок не хочет ни с кем делиться, такое его поведение можно расценивать как расстройство.

Агрессия

Является ли то или иное действие отклонением во многом зависит от того, как часто оно повторяется, связано ли с возникновением определенных ситуаций. Например, если школьник ничем не хочет делиться со своими друзьями, это позволяет предположить расстройство поведения. Однако вряд ли его поведение можно считать отклонением, если он не угощает сверстников печеньем потому, что у них есть свое печенье.

Дети не называют друг друга ненормальными. Такую оценку они чаще всего слышат из уст взрослых. Например, одни родители радуются, видя, как дочь или сын пытается завоевать авторитет среди сверстников агрессивным напором, другие же такое поведение своего чада осуждают и считают его совершенно недопустимым и ненормальным.

Причины возникновения

  • Особенности поведения у ребенка могут быть обусловлены различными жизненными трудностями.
  • Большая нагрузка, завышенные требования родителей.
  • Ревность по отношению к младшему брату или сестре.
  • Чувство незащищенности, вызванное переездом на новое место жительства или сменой школы.

По сути, любое вызывающее действие ребенка может рассматриваться как расстройство. Нарушения поведения могут проявляться как у спокойного, тихого, робкого, так и у очень активного и эмоционального ребенка.

За вызывающим поведением ребенка чаще всего скрывается его желание привлечь к себе внимание окружающих. Когда дети хорошо себя ведут, бегают, играют, общаются с друзьями, то ни дома, ни в детском саду, ни в школе на них зачастую никто не обращает внимания и не проявляет по отношению к ним особой заботы. И иногда только их неординарное действие, например, агрессия, способно вызвать у взрослых хоть какую-то реакцию.

Нужно ли обращать внимание?

Педагоги и психологи знают, что если на нежелательное поведение не обращать внимания, то оно со временем исчезнет. Такая тактика взрослых оправдана в том случае, если плохие поступки отмечаются редко, например, ребенок начинает кричать в приступе злости, не реагирует на замечания, грубит. Однако если от неправильного действия страдают окружающие, то взрослые не должны оставлять это без внимания.

Наказывать или дать совет?

За неправильное поведение ребенка можно наказать. Однако наказание не может заставить его вести себя иначе. Дело в том, что чаще всего такое поведение ребенка вызвано желанием обратить на себя внимание, а ведь наказание - это тоже проявление внимания. Поэтому ребенок может прийти к заключению, что неправильное поведение - способ добиться внимания окружающих. То есть образуется замкнутый круг, из которого очень трудно вырваться как детям, так и взрослым. Если ребенок был физически наказан за то, что обидел младшего, то ему будет казаться, что сильный всегда бьет слабого. Поэтому физическое наказание не является самым эффективным методом воспитания. Необходимо попытаться найти причины радикальных поступков ребенка и применять другие методы воспитания.

При возникновении различных неадекватных поступков родители должны показать ребенка квалифицированному психиатру или психологу. Перед этим можно посоветоваться с семейным или участковым врачом.

Другие статьи по теме:

Синдром Дауна у детей

Все материалы на сайте размещены для справки. Перед началом лечения проконсультируйтесь с врачом.