ГлавнаяПедиатрия

Ринолалия

Ринолалия это искажение произношения звуков и речи в целом, вызванное дефектами строения и, как следствие, функционирования речевого аппарата. В результате происходит нарушение резонаторной функции носовой полости: при формировании звуков воздушная струя идет неправильным путем, искажая произношение. При ринолалии нарушаются артикуляционная и акустическая составляющие речи: гласные и согласные звуки имеют носовое звучание, голос становится гнусавым, специфическим. Ринолалия у детей сопровождается не только серьезным искажением произнесения звуков, но и нарушениями письменной речи, отставанием от сверстников в развитии лексики, грамматики, проблемами психологического характера.

Согласно данным статистики, ринолалией страдает 1-2 человека на 1000 населения.

Классификация

Трудности произношения слов

Ринолалия развивается в результате неправильного взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей нарушения такого взаимодействия выделяют следующие формы ринолалии:

  • Открытая ринолалия – поток воздуха одновременно проходит как через рот, так и через носовую полость, что при звучании формирует носовой резонанс. Такое звучание возможно, например, после тяжелой травмы головы, при «заячьей губе», «волчьей пасти» и др.
  • Закрытая ринолалия – поток воздуха не выходит через нос из-за наличия преграды в полости носа или носоглотке, например, из-за аденоидов, искривления носовой перегородки, травмы носа. В результате очень сильно искажаются согласные звуки [м], [мь], [н], [нь]. Гласные звуки также искажаются: теряется тональность, звонкость. Другое название данного расстройства – ринофония.
  • Смешанная – носовая непроходимость сочетается с недостаточностью нёбно-глоточного затвора. Особенно искажается произношение носовых звуков, а голос становится назальным, т.е. имеет носовое звучание.

Открытая ринолалия встречается чаще, чем закрытая. Обе эти разновидности в зависимости от причин возникновения могут быть в органической или функциональной форме.

Органическая открытая ринолалия может быть вызвана как врожденными дефектами (расщелинами верхней губы или нёба), так и приобретаться позже вследствие травм или опухолей. Функциональная открытая ринолалия вызвана гипофункцией мягкого нёба при низком тонусе мышц, что усложняет воспроизведение звуков, а также последствиями перенесенных заболеваний носоглотки. Особенно страдает произношение гласных звуков.

Органическая закрытая ринолалия вызвана деформацией носовой полости, которая не только препятствует формированию звуков, но и затрудняет дыхание. Особенно искажается произношение носовых звуков: [м], [мь], [н], [нь], кроме того [м] меняется на [б], а [н] на [д]. Данная преграда устраняется с помощью операции. Функциональная закрытая ринолалия гиперфункцией мягкого нёба, в результате чего поток воздуха направляется через рот. Данное расстройство лечится у логопеда при консультациях с неврологом, поскольку часто причины имеют неврологический характер.

Симптомы

  • Невнятная, невыразительная речь, неправильное произношение большинства звуков, как гласных, так и согласных.
  • Первые слова ребенок начинает говорить после 2-х лет.
  • Тембр голоса тихий, тусклый, неестественный.
  • При стараниях произносить звуки более выразительно мимика лица формирует некрасивые гримасы.
  • Нарушения письменной речи – дислексия и дисграфия. Низкий словарный запас ребенка, расстройство грамматики.
  • Психологические трудности – замкнутость, застенчивость, трудности в общении с другими людьми.
  • Нередко – задержка психического развития ребенка, олигофрения.
  • Неврологические расстройства – гиперрефлексия, нистагм, птоз.
  • Врожденные деформации челюсти и нёба – «заячья губа», «волчья пасть» и др.

Причины возникновения

Ринолалия может иметь врожденный или приобретенный характер. Причиной врожденной ринолалии обычно являются расщелины мягкого или твердого нёба, деформации носа, верхней челюсти и губы, укорочение мягкого нёба. Такие дефекты формируются у ребенка на ранних сроках беременности (в особенности 7-8 неделя) и вызваны последствиями заболевания беременной женщины краснухой, паротитом, токсоплазмозом, гриппом, а также курения, употребления алкоголя, наркотиков, отравления химикатами и др. Определенную роль играет и наследственный фактор: наличие хотя бы у одного из родителей расщелины губы или нёба, несимметричного кончика носа или крыльев носа увеличивает риск возникновения врожденной ринолалии.

У приобретенной ринолалии причины могут быть самые разные: травмы носа, лица, головы, кровоизлияние в головной мозг, опухоли, полипы носа, фиброма носоглотки, удаление аденоидов, неврологические расстройства и т.д. Случается, что маленькие дети, когда только учатся говорить, начинают копировать гнусавый голос сверстников или родителей, в результате чего голос ребенка также становится гнусавым.

Диагностика

Как правило, диагностика искажения произношения слов не вызывает затруднений, однако возникают сложности с определением вида ринолалии. При выявлении отклонений произношения звуков необходимо обратиться к отоларингологу, стоматологу, логопеду и выполнить ряд исследований для определения причин ринолалии: рентгенографию носоглотки, риноскопию, фарингоскопию и др. Для диагностики открытой ринолалии применяют пробу Гутцмана: пациент должен поочередно произносить гласные звуки [а] и [и], при этом врач попеременно закрывает и открывает носовые ходы. При закрытии носовых ходов звуки заглушаются (особенно звук [и]), а врач пальцами ощущает вибрацию на крыльях носа пациента. Нередко для диагностики используют фонендоскоп.

У ребенка обязательно проверяется произношение всех звуков, как гласных, так и согласных, а также лексика и грамматика, чтение и письменная речь.

Также существует методика диагностики ринолалии в домашних условиях с помощью зеркала. Зеркало подносят к носу и просят ребенка произнести звуки [а], [и], [у], [о], если зеркало запотевает, то это открытая ринолалия. Если при произношении слов «мама», «мимо», «машина» зеркало не запотевает, то это закрытая ринолалия.

Коррекция

Для устранения ринолалии используется комплексный подход – хирургическое вмешательство сочетают с физиотерапией, психотерапевтической и логопедической помощью.

При органических формах ринолалии необходимо хирургическое исправление анатомических дефектов лица (велофарингопластика, хейлоуранопластика), а также септопластика, удаление полипов, аденоидов, опухолей глотки и др. При функциональных формах ринолалии основной движущей силой коррекции является физиотерапия, логопедия, психотерапия.

Коррекционную работу у детей необходимо начать как можно раньше, чтобы уже к 12-15 годам ребенка достичь желаемого эффекта. Важнейшая составляющая успешной коррекции – подбор опытного логопеда. Ранняя логопедическая помощь включает в себя следующее:

  • Исправление произношения звуков. Коррекция тембра голоса.
  • Формирование правильной артикуляции.
  • Контроль правильности речевого и физиологического дыхания (дыхательная гимнастика). Обучение правильному положению языка, лицевых мышц. Контроль направления воздушной струи, формирующей звуки.
  • Настройка коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции речи.
  • Профилактика дислексии, дисграфии.
  • Логопедический массаж (массаж твердого и мягкого нёба).
  • Расширение словарного запаса ребенка, формирование слухового внимания и дисциплины вслушиваться в слова окружающих.

Артикуляционные упражнения

Данные упражнения для языка, щек и губ будет полезно выполнять как при открытой, так и при закрытой ринолалии:

  1. «Удав» - сложить язык в трубочку, чтобы он стал длинным и узким, затем медленно высунуть язык изо рта (повторить 5-7 раз).
  2. «Часы» - широко открыть рот, узким языком выполнять движения по кругу, касаясь губ, на подобии того, как стрелка часов движется по циферблату.
  3. «Метроном» - рот широко открыт, а узкий язык движется от одного уголка рта к другому согласно ритму «раз-два».
  4. «Лиана» - узкий язык нужно свесить к подбородку и держать такое положение 5 секунд (повторить 5-7 раз).
  5. «Взлет-посадка» - рот широко открыт, язык взлетает вверх к носу, затем опускается вниз к подбородку согласно ритму «раз-два».
  6. «Игла» - рот закрыт, а язык поочередно на секунду касается каждой щеки.

Если же для коррекции ринолалии потребовалось хирургическое вмешательство, то после операции обязательно проводится логопедическая работа по обучению пациента произносить звуки в новых анатомических условиях. Для этого проводится дыхательная гимнастика, массаж рубцов нёба, выработка правильного алгоритма направления воздушной струи при произношении фонем, упражнения по лексике, грамматике.

Эффективность коррекции при ринолалии зависит от целого ряда факторов, как внешних, так и внутренних, например, степени выраженности анатомических дефектов, сроков начала коррекции, правильности подобранного лечения, возраста пациента, состояния слуха, интеллекта, психического развития и др. Коррекционная работа при ринолалии должна быть четко организована, а врач и пациент должны строго соблюдать дисциплину при проведении занятий, поскольку для устранения ринолалии требуется проводить упражнения регулярно, без пропусков, чтобы быстрее сформировать правильные навыки произношения звуков.

При функциональной открытой ринолалии прогноз, как правило, благоприятный и зависит от правильности проведения лечения у логопеда. При органической ринолалии многое зависит от успешности операции, а также сроках начала коррекционной работы у логопеда.

Профилактика

Можно выделить несколько направлений профилактики ринолалии у ребенка:

  • На этапе беременности – беременная женщина должна избегать таких заболеваний, как краснуха, паротит, токсоплазмоз, грипп, которые способны привести к возникновению у ребенка расщелин губы, твердого или мягкого нёба.
  • На этапе формирования речи у ребенка – устранение анатомических дефектов, всестороннее обучение правильному произношению звуков, в том числе и с привлечением специалиста, препятствование копирования ребенком гнусавого голоса одного из родственников, сверстников или просто посторонних людей.
  • Профилактика приобретенной ринолалии – избегание травм головы, лица, носа, инфекционных заболеваний, переохлаждения, кровоизлияний в головной мозг, профилактика опухолей.
  • Регулярные профилактические визиты ребенка к логопеду для контроля правильности развития речи.

Дополнительно статьи на данную тему:

Расстройство речи у детей

Умственная отсталость у детей

Все материалы на сайте размещены для справки. Перед началом лечения проконсультируйтесь с врачом.