ГлавнаяПсихология

Побуждение к действию, мотивация

Желание ответить в школе

Здоровый взгляд на важные требования повседневной жизни, например, результаты учебы, работу и поведение в обществе, во многом зависит от мотивации человека. Но это понятие очень обширно, поэтому даже психологи дают ему разные определения. Мнения ученых, занимающихся изучением мотивации, сходятся в том, что в ее основе лежат два главных аспекта: побудительная функция (мотив), заставляющая человека быть активным, и направляющая функция, задающая какую-либо целевую установку.

В силу того, что каждый человек является активным живым существом, он имеет и врожденную мотивацию - желание действовать, естественное любопытство. В качестве примера можно привести грудничка, который с интересом хватает и сует в рот все, попадающиеся под руку предметы, и таким образом познает мир. Это говорит о том, что побуждение - врожденно, а мотивация, связанная с целевой установкой (примерно с трехлетнего возраста), отчасти является результатом обучения: сначала на деток оказывают влияние родители, затем - школа. Направляющая функция мотивации во многом зависит от окружения. Индейцы, живущие на берегах Амазонки, воспитывают своих детей совершенно в ином направлении, чем европейцы. Например, маленькому индейцу важно научиться плавать и знать ядовитые растения, а нашим детям «вбивают в голову», какие опасности их поджидают, например, дома и на улице.

Способы побуждения к действию

Родители должны побуждать, а не заставлять детей действовать! В сущности, каждый ребенок сам находит направление для своей деятельности, однако родители могут управлять этим процессом, предлагая ему заняться чем-либо интересным и захватывающим. Таким образом, родители должны использовать естественное любопытство ребенка, его желание чему-то научиться и побуждать свое чадо к действию!

Существуют две возможности заставить ребенка что-либо делать. Первая - сознательно создать нехватку чего-либо (что-то отнять, убрать, спрятать, ограничить). Это необязательно должно означать что-то плохое. Действия ребенка все время ограничиваются, но вместе с тем родители своим примером показывают, как эти границы можно перешагнуть. Надо сказать, что психологи дают этому довольно жестокую формулировку: «Если вы отнимите у своего ребенка еду, вы побудите его к тому, чтобы он сам взял ее из холодильника». К такому побуждению относится и стремление к результатам, которое у ребенка отчасти является врожденным, и которое родители своими точными действиями могут усилить, например, организуя спортивные соревнования между родителями и детьми, братьями и сестрами, своим ребенком и его друзьями. Кроме того, родители должны показать ребенку, как он может обойти условные «границы», например, для того, чтобы он самостоятельно решал бы домашнее задание или научился бы играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Второе очень важное средство побуждения к действию - это похвала. Дети, родители которых часто хвалят их за достигнутые результаты, обычно проявляют большее желание к учебе и достижению чего-либо, а частые упреки вообще могут уничтожить в ребенке желание что-либо делать. Очень важно, чтобы ребенка хвалили бы искренне и обоснованно.

Управление мотивацией

В первую очередь, следует «разбудить» естественную активность ребенка. Почти всегда он старается подражать взрослым. В таких случаях мотивацию следует сознательно направлять на усиление работы и улучшение навыков. Кроме того, большую роль играет постоянство. Все задачи и обязанности, которые ребенок взял на себя, должны выполнятся регулярно и охотно. Именно постоянство позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности.

Активность ребенка побуждает пример родителей, близкое и искреннее общение. Ребенок, общаясь с другими, испытывает впечатления, которые сильно стимулируют его деятельность. Враг активности - телевидение, которое прививает пассивность, и подавляет желание действовать и к чему-либо стремиться.

Мотивация девочек и мальчиков

Возможности родителей побуждать ребенка к действию не безграничны, например, девочки в первые десять лет жизни поддаются побуждению действовать намного легче, чем мальчики. Причина кроется не в распространенном мнении о том, что, дескать, девочки быстрее созревают. До полового созревания дети обоих полов созревают одинаково быстро. По данным исследований, девочек легче контролировать и заинтересовать, в отличие от мальчиков, которые агрессивнее и более волевые.

Другие статьи по теме:

Наказание детей

Психология общения

Все материалы на сайте размещены для справки. Перед началом лечения проконсультируйтесь с врачом.